Организация проектной
деятельности создает учителю благоприятные условия для решения проблемы
гуманизации образования. Учебный предмет «Технология» обеспечивает
формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и
умений. Это позволяет учащимся успешно адаптироваться в современной
технологической среде, активно участвовать в ее преобразовании и
самореализоваться в окружающем мире.
Задачи реализации проектной деятельности:
· Повышать уверенность ученика в своих силах.
· Развивать у учащихся «командный дух»,
вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как
коммуникабельность и умение сотрудничать.
· Обеспечивать механизм развития критического
мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.
· Развивать у учащихся исследовательские умения
(выявлять проблемы, выявлять информацию из литературы), наблюдательность,
умение строить гипотезы, обобщать, мыслить аналитически.
Проектная деятельность опирается на следующие
правила и принципы:
· В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
· Команды не соревнуются.
· Все члены команды должны получать удовольствие
от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
· Каждый должен получать удовольствие от чувства
уверенности в себе.
· Все должны проявлять активность и вносить свой
вклад в общее дело.
· Ответственность за конечный результат несут все
члены команды, выполняющие проектное задание.
Этапы работы над
проектом:
- Постановка цели:
выявление проблемы, противоречия: формулировка задачи.
- Обсуждение
возможных вариантов исследования, выбор способов.
- Самообразование и
актуализация знаний.
- Продумывание хода
деятельности, распределение обязанностей.
- Исследование:
решение отдельных задач, компоновка материала.
- Обобщение
результатов и выводы.
- Анализ успехов и
ошибок. Коррекция.
Современный проект
учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности и одновременно формирования определенных личностных
качеств.
Виды проектов:
- Информационный и исследовательский проект.
- Обзорный проект.
- Продукционный проект (наиболее
распространенный на уроках технологии).
- Проекты-инсценировки или организационные
проекты.
Проекты могут быть разнообразны по форме.
Например, создание технологической карты и изготовление изделия, организация
«трудового десанта» с репортажем с места событий и др.
Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить
три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15
часов); долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и
т.д.
Исследовательский проект может быть по
содержанию: монопредметным (только по обслуживающему труду); межпредметным;
надпредметным (например, проект, который выполняется в ходе факультативов,
изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских).
По включенности в учебные планы проект может
быть: итоговым (когда по результатам его выполнения оценивается освоение
учащимися определенного учебного материала) и текущим (в этом случае часть
содержания учебного курса выносится на самообразование и проектную деятельность).
Проектная
технология позволяет формировать такие личностные качества, которые
развиваются, лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую
очередь это относится к групповым проектам, когда ребенок участвует в
совместной трудовой деятельности. К таким качествам можно отнести:
·
умение брать
ответственность за выбор, решение,
·
умение разделять
ответственность,
·
умение анализировать
результаты деятельности,
- способность ощущать себя членом команды
(подчинять свой темперамент, характер, время и т.п. интересам своего
дела).
Основные виды проектов
на уроке технологии:
- Учебно-познавательный
проект - это ограниченное по времени, целенаправленное изменение
определенной системы знаний, умений и навыков на основе конкретных
требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного
поиска решения проблемы учащихся. За определенное время (от одного урока
до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую,
конструктивную либо иную задачу .
- Групповой
творческий проект по технологии представляется нам одним из
наиболее перспективных в условиях реформирования содержания образования.
Основные идеи, присущие групповым творческим
проектам по технологии - общность цели и задачи, индивидуальная ответственность
и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в
основе такого проекта.
Порядок организации
проектной деятельности в группе:
- Начать нужно с
размещения рабочих мест детей, чтобы они могли общаться и видеть друг
друга.
- Подобрать задания для
работы учащихся в группе (общее для группы и дифференцированные для членов
группы).
- Заранее разбить
группу (например, девочек данного класса) на подгруппы (бригады) и
определить функции при выполнении заданий.
- Сразу выбирать
ответственных в подгруппах.
- Объяснить ученикам
принципы распределения по бригадам в течение учебного года и методику
работы в бригадах.
Основные особенности
организации групповой проектной деятельности:
- взаимозависимость;
- личная
ответственность каждого члена коллектива за собственные успехи и успехи
своих товарищей;
- совместная
учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся;
- реализация
социализирующих функций;
- общая оценка
результатов коллективного проекта, которая складывается из оценки
особенностей общения учащихся и академических результатов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий