Организация проектной деятельности на уроках технологии


 

       Организация проектной деятельности создает учителю благоприятные условия для решения проблемы гуманизации образования. Учебный предмет «Технология» обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений. Это позволяет учащимся успешно адаптироваться в современной технологической среде, активно участвовать в ее преобразовании и самореализоваться в окружающем мире.

Задачи реализации проектной деятельности:

·       Повышать уверенность ученика в своих силах.

·       Развивать у учащихся «командный дух», вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

·       Обеспечивать механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.

·       Развивать у учащихся исследовательские умения (выявлять проблемы, выявлять информацию из литературы), наблюдательность, умение строить гипотезы, обобщать, мыслить аналитически.

Проектная деятельность опирается на следующие правила и принципы:

·       В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

·       Команды не соревнуются.

·       Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

·       Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

·       Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

·       Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Этапы работы над проектом:

  • Постановка цели: выявление проблемы, противоречия: формулировка задачи.
  • Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
  • Самообразование и актуализация знаний.
  • Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
  • Исследование: решение отдельных задач, компоновка материала.
  • Обобщение результатов и выводы.
  • Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Виды проектов:

  • Информационный и исследовательский проект.
  • Обзорный проект.
  • Продукционный проект (наиболее распространенный на уроках технологии).
  • Проекты-инсценировки или организационные проекты.

Проекты могут быть разнообразны по форме. Например, создание технологической карты и изготовление изделия, организация «трудового десанта» с репортажем с места событий и др.

Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Исследовательский проект может быть по содержанию: монопредметным (только по обслуживающему труду); межпредметным; надпредметным (например, проект, который выполняется в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских).

По включенности в учебные планы проект может быть: итоговым (когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) и текущим (в этом случае часть содержания учебного курса выносится на самообразование и проектную деятельность).

         Проектная технология позволяет формировать такие личностные качества, которые развиваются, лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда ребенок участвует в совместной трудовой деятельности. К таким качествам можно отнести:

·         умение брать ответственность за выбор, решение,

·         умение разделять ответственность,

·         умение анализировать результаты деятельности,

  • способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время и т.п. интересам своего дела).

Основные виды проектов на уроке технологии:

  • Учебно-познавательный проект - это ограниченное по времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний, умений и навыков на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащихся. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу .
  • Групповой творческий проект по технологии представляется нам одним из наиболее перспективных в условиях реформирования содержания образования.

Основные идеи, присущие групповым творческим проектам по технологии - общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе такого проекта.

Порядок организации проектной деятельности в группе:

  • Начать нужно с размещения рабочих мест детей, чтобы они могли общаться и видеть друг друга.
  • Подобрать задания для работы учащихся в группе (общее для группы и дифференцированные для членов группы).
  • Заранее разбить группу (например, девочек данного класса) на подгруппы (бригады) и определить функции при выполнении заданий.
  • Сразу выбирать ответственных в подгруппах.
  • Объяснить ученикам принципы распределения по бригадам в течение учебного года и методику работы в бригадах.

Основные особенности организации групповой проектной деятельности:

  • взаимозависимость;
  • личная ответственность каждого члена коллектива за собственные успехи и успехи своих товарищей;
  • совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся;
  • реализация социализирующих функций;
  • общая оценка результатов коллективного проекта, которая складывается из оценки особенностей общения учащихся и академических результатов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Деревянные гвозди LignoLoc — новые возможности эко-строительства

Ресурсы нашей Земли ограничены, поэтому индустрия будущего будет безальтернативно развиваться под девизом «тотальная переработка старых в...