Уважаемые коллеги!
На данной странице представляю Вашему вниманию свои взгляды в подходах к процессу обучения детей в школе.
Системный поход в
педагогике предполагает отношение к
педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно
взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного
предметного подхода, является более качественным и современным.
Любой системный подход
определяется пятью основными принципами:целостностью, иерархичностью,
структуризацией, множественностью и системностью. Последний принцип, по
своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый
объект может обладать всеми признаками системы. Одним из основателей системного
подхода считается Карл Людвиг фон Берталанфи .
Аксиологический подход органически присущ гуманистической
педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность
общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся
более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться
как основа новой философии образования и соответственно методологии современной
педагогики. В центре аксиологического мышления находится концепция
взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это
мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только
объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.
Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, — "аксиоло-гическая
пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы
ценностей.
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека,
направленный на становление его сознания и его личности в целом.
В условиях
деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое
начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно
через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой,
происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Культурологический
подход к образованию
это
культурно-историческая парадигма, идущая на смену развивающему образованию.
Суть ее состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и
общественном развитии. Это значит, что в процессе воспитания и обучения человек
не просто изучает культуру, а проживает и переживает ее как свой образ жизни и
деятельности, как определенную культурную среду, а также продолжает ее
развивать. Такой подход к образованию способствует учету национальных,
религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью
обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и
свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими
культурами. Культурологический подход к образованию – это создание единого
уклада жизни школы и семьи, гармонизация интересов общества, школы и личности
учащегося. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта
ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста
развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической
структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.
Одним из возрождающихся
является антропологический подход, который впервые разработал
и обосновал К. Д. Ушинский. В его понимании он означал системное использование
данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и
осуществлении педагогического процесса. К. Д. Ушинский к обширному кругу
антропологических наук отнес анатомию, физиологию и патологию человека,
психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека,
человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю
в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем,
литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал,
излагаются; сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых
обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то
она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — это положение К.
Д.Ушинского было и остается неизменной истиной для современной педагогики. И
науки об образовании, и новые формы образовательной практики общества остро
нуждаются в своем человековедческом основании.
Этнопедагогический
подход.
В последние годы
значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения
недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования богатого
наследия национальных культур. К настоящему времени остро обнажилось
противоречие между большими воспитательными возможностями национальных культур,
в частности народной педагогики, и их недостаточным использованием вследствие
отсутствия научно обоснованных рекомендаций.
Между тем культурологический
подход предполагает необходимость разрешения этого противоречия. Органичное
сочетание «вхождения» молодежи в мировую культуру и воспитания с опорой на
национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность,
обычаи, привычки — условие реализации этнопедагогического подхода к
проектированию и организации педагогического процесса.
Национальная культура придает
специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные
учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной
стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой — максимально использовать
ее воспитательные возможности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий